Когда в конце октября я первый раз вошёл в здание Раевской школы-интерната, моё сердце сжалось при мысли о том, что здесь живут дети-сироты. Воображение рисовало жуткие картины, навеянные навязчивыми стереотипами восприятия… Однако моё мнение стало меняться, как только я увидел школьников, увлечённо играющих на перемене в настольный теннис. Все дети, которых я встретил в школе, были прилично одеты и выглядели довольными жизнью. Меня поразили уютные спальни и просторные классы – в частности, компьютерный, где дети учатся работать в Интернете, самостоятельно создавая странички внутреннего сайта школы, и оснащённый видеодвойками физико-химический класс. Пожалуй, Раевская школа-интернат – учебное заведение, уникальное в своём роде. Во-первых, из 173 её учеников 55 – это льготная категория – дети-сироты и дети, лишённые родительской опеки, которые практически всё время живут в интернате. Остальные приходят и учатся здесь, как в обычной школе. При этом, благодаря директору и преподавателям, в школе поддерживается такой психологический микроклимат, что все учащиеся чувствуют себя членами одной большой семьи. Во-вторых, в рамках проводимого в Раевской школе-интернате эксперимента создан Центр жизнетворчества ученической молодёжи. Вот как объясняет цель и задачи Центра ЖУМ директор школы-интерната Василий Михайлович Рудницкий: - Детей нужно учить для жизни. Может быть, говорить так не совсем правильно, потому что ребёнок в школе уже живёт, и мы просто стараемся раскрыть и показать те ситуации, которые могут ожидать человека в жизни. И, естественно, показать весь диапазон того большого жизненного пути, который его ждёт. У нас есть клубы, разнообразные секции, кружки, где дети познают жизнь именно в практическом аспекте – как она есть, как должна быть, и т.п. Вообще, мы стараемся, чтобы дети выходили из школы уже готовыми к жизни в социуме. Действительно – Центр ЖУМ включает в себя целый ряд структурных подразделений, одно перечисление которых займёт целый абзац. Это Малая детская академия, отдел народной вышивки, экологический клуб «Фиалка», драматическая студия «До джерел» и фольклорная экспедиция «Голоси мого краю», футбольный клуб «Сокіл» и волейбольная секция «М‘яч», издательская группа «Монитор» – и многие другие… Василий Рудницкий уверен: - Наш Центр объединяет много направлений, и у воспитанника есть выбор. Природу обмануть нельзя: если ребёнок тянется реализовать тот или иной талант – то он к этому придёт так или иначе. Это должно быть в школе. Ребёнок должен иметь возможность проявить себя – и тогда он раскроется однозначно. Увы! Беда многих сельских школ в том, что талантливые дети не могут раскрыться. Но в нашей школе у детей для этого есть всё. В экологическом клубе «Фиалка» ученики узнают о жизни растений и получают валеологические знания о своём здоровье. Участники фольклорной экспедиции изучают историю родного края и народные традиции. В театральной студии дети ставят пьесы и номера художественной самодеятельности, которые во время ежегодного творческого отчёта представляют на суд родителей, общественности, сельской администрации и гостей Раевки. Члены футбольного клуба и волейбольной секции раскрывают себя в спорте, участвуя в региональных соревнованиях, куда команда интерната постоянно получает приглашения. А благодаря работе издательской группы «Монитор» учителя школы издают собственные методические пособия, а ученики публикуются в различных периодических изданиях. Журнал для детей «Настенька», «Шкільний журнал», «Зарубіжна література в школі», областной научно-педагогический альманах «Нива знань», материалы научных конференций Кировоградского государственного педагогического университета им. В. Винниченко – этот список внушает уважение и будет в дальнейшем пополняться новыми названиями. - Мы участвуем в различных региональных фестивалях – например, в ежегодном днепропетровском фестивале «Мама плюс я», на котором получили несколько грамот и дипломов, – с гордостью рассказывает Василий Михайлович. – И не просто ездим туда, а привозим подарки детям. Наша школа постоянно принимает участие в международных выставках «Сучасна освiта», «Iнноватика в освiтi України». Мы заявляем о себе и показываем работу наших учителей, и в прошлом году заняли первое место в международном конкурсе «Украина-Финляндия», в котором принимало участие 34 страны. Работу наших учителей и воспитателей ценят, и это очень приятно. В этом году мы вновь готовимся принять участие в этом международном фестивале. - В октябре в Киеве прошла вторая международная выставка «Iнноватика в освiтi України», на которую мы отправили материалы о нововведениях в интернате в связи с работой «Центра життєтворчості учнівської молоді» – делится своими впечатлениями Валентина Яценко, заместитель директора школы-интерната по учебно-воспитательной работе. – Нам было очень приятно, когда в киевском Дворце детей и юношества на закрытии выставки и награждении прозвучало: «Раевская школа-интернат награждается серебряной медалью за инновационную деятельность в обучении». Киев для нас – счастливый город. Мы отправляли на конкурс литературную работу нашей ученицы «Жираф». И открытие выставки сопровождалось словами из этого сочинения… В составе комиссии был писатель, который со сцены сказал: «Я долго не мог поверить, что это написал ребёнок, и обыскал весь Интернет в поисках этого текста – но так и не нашёл». Ещё одна особенность Раевской школы-интерната – работать здесь дано не каждому. Учителя, которые приходят в Раевку, либо не выдерживают и года, либо задерживаются на всю жизнь. Как утверждает Василий Михайлович, здесь нельзя работать – интернатом нужно жить. Эти же слова я слышал и от Валентины Анатольевны. Неудивительно, что некоторые выпускники школы-интерната возвращаются уже как учителя, многие приводят сюда учиться своих детей. - Мой рабочий день начинается с семи утра, – говорит Василий Михайлович. – Уезжаю отсюда в семь-восемь вечера, иногда и позже. Провожу здесь большую часть времени. 55 детей-сирот, лишённых родительской опеки, которые живут здесь постоянно, обязывают к ответственности. Мы работаем для детей и на благо детей. Это – основная задача коллектива. Директор уверен – в школе работает дружная команда, настоящий коллектив единомышленников. И это не просто преподаватели – но уникальные люди, Учителя, которые не просто работают – но отдают себя детям. Тамара Максимова, руководитель литературной и театральной студии «До джерел», заслуженный учитель Украины: «Очень люблю детей и мой предмет – украинский язык и литературу. На уроки хожу с удовольствием. Я сама – выпускница этой школы, теперь здесь работаю. С самого начала моего трудового стажа (учителем работаю уже 23 года) место работы не меняла и менять не собираюсь. Меня здесь всё устраивает, очень нравятся наша администрация и наш дружный коллектив». Виктория Литвиненко, преподаватель: «Сама я из Кривого Рога, здесь работаю первый год. Окончила Криворожский педагогический университет. Впечатления от школы хорошие. Здесь создаются все условия для проживания и учёбы. Когда я училась, не представляла, что буду работать в школе-интернате. Но сейчас я довольна тем, как складывается моя судьба, и не жалею, что попала именно в интернат. К каждому ребёнку нужен свой подход. По сравнению с тем, что нам рассказывали в теории, с практикой школы-интерната – огромная разница. Есть такие ситуации, где нужно выбрать свой путь». - Средний возраст наших преподавателей – 35 лет, – говорит Василий Михайлович. – Пытаемся привлекать молодёжь, но есть проблема – отсутствие жилья. Хотим построить дома для учителей – есть такие планы, но вопрос нужно поднимать перед райгосадминистрацией, поскольку всё упирается в финансирование. Только там нам могут дать добро и выделить средства. Как всё это стало возможным? Если верить учителям Раевской школы-интерната, и они, и ученики многим обязаны своему директору. - Мне довелось работать в шести школах, – вспоминает Василий Михайлович. – Я родился в Синельниково, но всю сознательную жизнь прожил в селе Миролюбовка. Начинал работать в Миролюбовской школе, у меня были часы в Тельманской школе. Затем я переехал в Цыгановку, а позже работал директором в школе Опытного поля. Когда же встал вопрос об увольнении предыдущего директора школы-интерната, меня пригласила руководитель районного отдела образования и сказала, что, кроме меня, она никого на этой должности не видит. Первые полгода я присматривался, разбирался, что к чему. Затем мы взялись за дело… За прошедшие три года была проделана огромная работа. Куплена новая мебель в классы, спальни и кабинеты. В прачечной установлена дезинфекционная камера для обработки постельного белья, а в кухне, умывальниках и туалетах, в корпусах, где живут дети льготных категорий, – бойлеры для подогрева воды. В спальнях старые окна заменены стеклопакетами, что позволяет экономить тепло и повысить температуру в помещениях, несмотря на сниженные лимиты газа для котельной. - Всё это – благодаря финансированию из районного бюджета, – радуется Василий Михайлович. – Спасибо депутатам и райадминистрации, нашему отделу образования. Есть, конечно, и проблемы, нуждающиеся в решении. Нужно заменить окна в классах и на кухне; кроме того, кухня школы-интерната нуждается в новом оборудовании – в частности, посудомоечной и тёрочной машинах. Отсутствует у школы собственный автотранспорт. Необходимо обновить оборудование компьютерного класса, провести множество различных ремонтов, установить видеонаблюдение по периметру территории. Множество грамот и кубков с выставок и конкурсов, чистота и комфорт в классах и спальнях, а, главное, – счастье в глазах учеников школы-интерната – вот конкретные и зримые результаты работы Василия Михайловича и его педагогического коллектива. Влад ДУЛЬСКИЙ.
Хорошая статья. Я сама проработала в подобной школе-интернате (в Запорожье) почти десять лет. По опыту знаю: обычно в таких учебных заведениях далеко не все настолько радужно и безоблачно, как могут продемонстрировать гостям или журналистам. Но вот этому директору верю. "Учить для жизни", как он выразился, - действительно самое важное для интернатских детей. Важнее, чем выполнение учебных программ и планов... К сожалению, в том интернате, где работала я, взрослые этого не понимали. А дети, лишенные родительской опеки, или из неблагополучных семей (каких сейчас великое множество), если их не учить для жизни, не понимают и не знают элементарного: как сделать покупку в магазине, как написать письмо, как вести себя за столом и т.д. Потому многие из них и становятся в итоге, к окончанию школы, социопатами. Умение эффективно взаимодействовать с другими людьми не вписано в школьные программы, но в Раевском интернате этому учат. И, судя по всему, успешно.
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]