Інтернет-версія газети Берег Надій

Форма входу

Логін:
Пароль:

Категорії розділу

Новини міста
Регіональні новини
В Україні
Політика
Актуально
Проблема
Погляд
Спорт
Здоров’я
Зворотній зв’язок
Кримінал
Фотофакт

Пошук

Статистика

Каталог статей

Головна » Статті » Актуально

Дорога железная…

В 1873 году ст. Синельниково киданием головных уборов к небу отпраздновала открытие участка Лозово-Севастопольской железной дороги. Нанесем мысленно эту линию на карту и подождем, пока появится на нашей станции линия – поперек. То будет Екатерининская железная дорога, к сооружению которой, кстати, подтолкнули два фактора.
Первый. Во второй половине 19 в. часть земель в Донецкой степи купил за 24 фунта стерлингов предприимчивый британский подданный Джон Юз и развернул работу по добыче угля, выплавке железа. Удивительным было то, что он абсолютно не знал нашего языка, обычаев, а работа кипела. Вскоре ему на помощь пришла вновь открывшаяся Курско-Харьковско-Азовская железная дорога, и донецкие пустыри превратились в промышленный центр Екатеринославской губернии.
Второй. В одной из Полтавских деревушек родился, подрос, выучился в гимназии и университете одаренный человек – Александр Поль. Окончив учебу, в 1854 году стал пробовать себя на землях Верхнеднепровского уезда, где дедушка оставил 3500 десятин. Талант позволил создать крупные стада овец, конный завод. Но душа рвалась к геологии, минералогии, археологии. Там, впрочем, сама местность такая: курганы, древние захоронения. Лишь от вида Царевой могилы, что вблизи Кривого Рога, глаз не оторвать: высочайший курган, а внизу чабан овец пасёт.
Поль заинтересовался этими землями. Как грамотный человек знал из книг, что тут уже побывал ученый мир – интересовало многообразие минеральных залежей. И вывод был таким: в этой местности – кладовая страны. Тут и железная руда, и серебро, и мрамор, и каменный уголь. Но добывать залежи никто не осмеливался.    
Поль, как фанатик, дабы продолжить исследование, стал работать в Дубовой балке, что под Кривым Рогом. Нашел там железную руду. Отправил на исследование. Получив положительные результаты, взял в аренду землю, построил усадьбу и с головой ушел в работу по изучению ископаемых. Добывал руду,  выплавлял железо.
Зная о богатствах Донецкого бассейна, поймал себя на мысли: а что, если соединить железной дорогой Криворожский бассейн и Донецкую «минеральную житницу». Это, мол, помогло бы возродить промышленность губернии. Но всё новое обычно натыкается на сопротивление. В кабинетах спорили: выдержат ли, например, вагоны с рудой, литьем обычные рельсы? Но в 1875 году проект утвердили, и если бы не надвигающаяся война, дороге – быть. Однако в 1882 году вопрос разрешился, и в 1884 году движение началось. 
Назвали дорогу Екатерининской. Именно на ст. Синельниково ее линия легла перпендикулярно Лозово-Севастопольской. Пришлось специально под проект создавать ст. Синельниково Малое. А ст. Синельниково Большое обслуживала южное направление. Что представляла собой новая дорога? Это продолговатый четырехугольник – 400 верст длины и 200 – ширины. В первые годы и движение было, и строительство продолжалось.
В 1901 году, например, на службе дороги уже работало 34510 чел., разъездных путей насчитывалось 1000 верст, 164 коммерческих станций, 94 разъезда, 901 паровоз, 635 пассажирских вагонов, 23987 – грузовых. 
В 1916 году дорога насчитывала 7 отделений, плюс – участок Гришино-Рутченков. Ст. Синельниково оказалась – в третьем. Общий список заканчивался 289 станцией. То еще было время, когда знакомые нам слова писались не так, как сейчас. Кривой-Рог, например, писали через черточку, а Таганрог – слитно. В словосочетаниях оба слова писали с большой буквы и – через черточку: Мирная-Долина, Матвеев-Курган, Желтыя-Воды, Желтая-Река.
К этой дате дорога уже разрослась. Южный её краешек выходил на земли Херсонской губернии, а восточный – на земли Области Войска Донского, охватывая Ростовский и Таганрогский округа. 10 станций базировались на землях Павлоградского уезда, 8 – Новомосковского.
Станции называли старыми словами. От географии, например, от фамилии землевладельца, от населенного пункта, от природного объекта – река, рудник, от видного государственного деятеля, от народностей, населяющих местность – скажем, Славяносербск, от присутствия на наших землях захватчиков – Гайчур и т. д. И сегодня они с высоты времени могут быть не всегда поняты, а иногда и улыбку вызвать. Например: Высунь. Сердитая. Желанная. Провалье. Мудрёная. Хацапетовка. Закадычное. Краснощеково. Волноваха. Приворот. Чеботовка. Кошкино. Рядовое. Волчеярская. Кабанье. Спокойствие. Сватово. Тритузная. Роты. Общая. Зачатьевская. Недай вода…
За станцией Игрень, если ехать из Екатеринослава, дорога имела следующие станции и разъезды. Блок-пост №42. Ст. Илларионово. Блок-пост №40. Платформа 213 км. Ст. Синельниково М. Блок-посты №37, 36. Разъезд Вишневецкое.  Ст. Раздоры. Блок-пост №34. Пост Терса. Блок-пост №32. Ст. Письменная. На ней, пожалуй, и остановлюсь, так как границы нашего района не всегда были одинаковыми. Из перечисленных станций подробно охарактеризую лишь крупные. Самая главная из них – ст. Синельниково М (малое). Она располагалась на землях Павлоградского уезда и относилась к третьему классу. Стояла выше над уровнем моря на 82.31 м. Местное время –  впереди на 22 мин. К основным ее функциям относилось, во-первых, отправление зерна, так как вблизи было пол десятка небольших селений; во-вторых – получение мелких грузов. По договору с Лозово-Севастопольской (позже – Южной) дорогой, например, тут сортировали и отправляли вагоны. Норма, для сведения, на 1916 год равнялась 350-500 шт. Передавали до 50 шт. в год на свою дорогу. Станция считалась распорядительной для участка «Екатеринослав-Чаплино», служила в роли оборотного депо для паровозов от прямых поездов с передаточным грузом, а также формировала поезда из вагонов южной дороги.
Согласно плану расположения строений при ст. Синельниково (1907), земли для обоих поселков Лубянской волости помещица В.В. Малама выделила 93 дес. 2166 саж. При ст. Синельниково М числилось 15 строений: западная часть – 9, восточная – 6. 
Площадь пассажирского здания станции составляла – 111.29 квадратных саженей (к. с.), а жилых домов – 1021. 43 к. с. Всего станционных строений 6, из них товарных 2. Штат станции: начальник 1, помощник 1, конторщиков 8, сигналистов 10, зав. маневрами 3, составителей поездов, сцепщиков по – 7, проводников, стрелочников по – 6, багажный кассир 1, билетный кассир 1, коммерческий конторщик 1, переписчиков вагонов 3, весовщиков 9, сторожа. 
За 1913 и 1914 годы ст. Синельниково М продала 27851–30178 билетов, нагрузила  375055–847997 вагонов, перегрузила 6446630– 1190000, выгрузила 1498287– 1001941.
Уже в 1915 году станция обросла вспомогательными строениями: пакгаузом – 38. 64 к. с., крытыми платформами – 21000 к. с., открытыми – 63.00 к. с., другими площадками – 815.00 к. с.  Начальником станции в 1916 году был Горбовицкий (инициалов нет).  
Восточнее ст. Синельниково М располагалась ст. Раздоры Павлоградского уезда. Четвертого класса. Над уровнем моря – 49.85 м.
Местное время – впереди на 22 мин. Откуда такое название? От одноименного села, рядом с которым образовалась станция. А село, интересно, почему так назвали? А это уже история! В 1775 году упразднено запорожское казачество, а их земли заселили влиятельные лица. При р. Нижняя Терса, например, таковых набралось 14 чел., среди которых – князь Григорий Потемкин. 
Верный слуга Екатерины 2 Н.И. Карабин привез из Петербурга горстку крестьян, и приступил к освоению полученного участка. Однако рядом стоял казачий хутор, и казаки не позволяли ему вести себя свободно. Поэтому между ними часто возникали ссоры-раздоры, отчего и село Карабин назвал так. Но жить ему тут так и не пришлось, поскольку отношения лишь обострялись, и он, продав землю помещику Н.М. Павлову, уехал на земли Новомосковского уезда. А когда появилась станция, ее так и назвали – Раздоры. 
Вблизи станции располагался керамический завод и карьер, откуда отправляли до 800 вагонов глины в год, 600 – зерна. Площадь пассажирского здания составляла – 53.75 к. с., а жилых домов – 171.05 к. с. Штат станции: начальник 1, помощников 3, сигналистов 3, стрелочников 6, весовщик 1. За 1913-1914 годы станция продала 13813-13835 билетов, нагрузила 1411510-129770 вагонов, перегрузила 132300-129770, выгрузила 581041-717821.
В 1915 году на ст. Раздоры числился пакгауз на 141.88 к. с.; крытая платформа на 40.89 к. с.; открытая –  на 65.52 к. с.; временные площадки на 600.00 к. с.    
На запад от ст. Синельниково М располагался блок-пост №39 Хорошево Новомосковского уезда. Шестой класс. Над уровнем моря – 69.15 м. Местное время – впереди на 21 мин. Название, как и ст. Раздоры, получено от села, находящегося вблизи. А село – откуда? И  тут – история…
Начинается она с х. Татарка, которую назвали от одноименной речки. Когда на трон воссела императрица Елизавета (1741-1761), хутор переименовали в Елизаветовку. А когда взошел на царствование Павел 1, он отдал эти земли сыну прусского барона Франка, служившего в российской армии, Теодору Фелитцеру. Участок относился к Новомосковскому уезду. Новый хозяин развернул тут бурную хозяйственную деятельность. В Елизаветовке построил деревянную церковь, а в с. Франково (Хорошево) жена в 1819 году заложила кирпичную.
Вскоре Теодор Фелитцер стал влиятельным человеком в губернии: с 1838 по 1851 год был предводителем губернского дворянства. Стал бароном, статским советником. Имел высшие награды отечества. Но в 1857 году умер. Похоронили в церкви, которую сам же и заложил. А земля перешла в собственность помещика Хорошева (инициалов нет). С. Хорошево быстро шло в рост. На 1907 год там   уже насчитывалось 730 жителей, церковь, школа, 2 ярмарки, лавки. 
Услугами поста пользовались жители окружающих сел, в том числе с. Петровское, где насчитывалось около 1000 жит. А что касается с. Елизаветовки, то её после 1917 года переименовали в Кислянку.
Как памятник хозяйствованию в этой местности Франка, Хорошева, при блок-посте №39 Хорошево сохранился лес. Еще в 1959 году местная газета сообщала, что по балкам, склонам растет небольшой, но густой лес, состоящий из дуба, клена, ясеня, белой акации. Летом там отдыхали люди. Но, как всегда, философия бесхозяйственности развязала кое-кому руки, и лес стали вырубать. Да разве только с лесом – так. Не лучше обошлись и с Хорошевской церковью. В 1980-х годах её стали рушить. Очевидцы говорят, что трактора на дыбы становились – слишком уж крепкой оказалась. 
Блок-пост №39 Хорошево занимался лишь пассажирскими операциями. В штате состояли: начальник 1, помощников 2, стрелочников 2. Площадь пассажирского здания составляла – 4.15 к. с., а жилых строений – 29.46 к. с. 
Ст. Илларионово относилась к Новомосковскому уезду. Четвертого класса. Над уровнем моря – 72.30 м. Местное время – впереди на 21  мин. А эта, интересно, от чьего имени? И тут – история. Первоначально станцию назвали Ивановкой. От имени близлежащего села. Но в 1899 году начальник Екатерининской дороги В.И. Стульчинский переименовал её в Илларионово. А после 1917 года и село, что  при станции, так назвали. 
Кто такой Илларион? Это Илларион Иванович Воронцов-Дашков, являвшийся под конец 19 в. крупной фигурой при царском дворе, а также успешным землевладельцем отечества. На левом берегу р. Днепр он имел 9 тыс. дес. земли. Главная экономия располагалась около с. Чапли, а надел тянулся до с. Ивановка. В экономии была лесная пристань, лесопильный завод, работающий от турбины, приводящейся в движение падением воды на Старо-Кайдакском пороге. Имелись и мукомольная мельница, и сукновальня, дававшая 500000 аршин простого сукна; 2 каменоломни и скотный двор. А, кроме того, поскольку местность – песчаная, её использовали для выращивания саженцев деревьев. 
Со ст. Илларионово отправляли лес, а также зерно, поскольку вокруг было несколько мелких селений, около 800 вагонов в год. От р. Днепр на станцию по водоводу подавалась вода, ею заправлялись паровозы, а остальная – посредством динамо-машины перекачивалась на ст. Синельниково М и Б.  
Ст. Илларионово на 1916 год имела площадь пассажирского здания 42.58 к. с., а жилых строений – 214.11 к. с. В штате были: начальник 1, помощников 3, сигналистов 3, стрелочников 5, кассир 1, весовщик 1. В 1913-1914 годах станцией нагружено 470541-480105 вагонов, перегружено – 102720-83540, разгружено – 380182-468108…
Сегодня Екатерининская железная дорога носит имя Приднепровской. Донецкая же, со ст. Юзово, выделилась в самостоятельную. Жаль, что среди 289 станций не нашлось места фамилии Поль. И тем не менее, обе дороги – на высоте. Так что слова классика «Быстро лечу я по рельсам чугунным…» не канули в лету. Если не брать во внимание, что рельсы нынче – стальные…

Николай СЛЫШИК.
 

Категорія: Актуально | Додав: admin (07.04.2021)
Переглядів: 225 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Статті

[07.07.2021]
Футбол, ковзанка, автоголФутбол, ковзанка, автогол

[07.07.2021]
Петро і Павло – учні ХристовіПетро і Павло – учні Христові

[16.06.2021]
Літній відпочинок  маленьких славгородцівЛітній відпочинок  маленьких славгородців

[16.06.2021]
Тиждень в історіїТиждень в історії

[16.06.2021]
Зростають ціни, зарплати і… тарифиЗростають ціни, зарплати і… тарифи

[16.06.2021]
Коронавірус на СинельниківщиніКоронавірус на Синельниківщині

[16.06.2021]
Людина – як дивоЛюдина – як диво

[16.06.2021]
СпортСпорт

[09.06.2021]
Скільки коштуватимуть міські тротуариСкільки коштуватимуть міські тротуари

[09.06.2021]
Тиждень в історіїТиждень в історії

[09.06.2021]
Туалети в парку будуть, коли він стане власністю містаТуалети в парку будуть, коли він стане власністю міста

[09.06.2021]
Коронавірус на СинельниківщиніКоронавірус на Синельниківщині

[09.06.2021]
Новини з громад

[09.06.2021]
Один з тридцятиОдин з тридцяти

[09.06.2021]
Заячий след в историиЗаячий след в истории

[09.06.2021]
СпортСпорт

[09.06.2021]
Розкрадання автодору: розслідування триваєРозкрадання автодору: розслідування триває

[02.06.2021]
Велике будівництво: чи є в ньому місце для малих сіл?Велике будівництво: чи є в ньому місце для малих сіл?

[02.06.2021]
Течу в колодязі ліквідує «Дніпро-Західний Донбас»Течу в колодязі ліквідує «Дніпро-Західний Донбас»

[02.06.2021]
Урочисті лінійкиУрочисті лінійки

[02.06.2021]
Утримання дітей в садках стає дорожчимУтримання дітей в садках стає дорожчим

[02.06.2021]
Минулий тиждень в історіїМинулий тиждень в історії

[02.06.2021]
Коронавірус на СинельниківщиніКоронавірус на Синельниківщині

[02.06.2021]
Заячий след в историиЗаячий след в истории

[02.06.2021]
Старість вдома не застане

[02.06.2021]
Напишу віршовану картинуНапишу віршовану картину

[02.06.2021]
Цікава несподіванка під кінець рокуЦікава несподіванка під кінець року

[02.06.2021]
СпортСпорт

[26.05.2021]
ПОЛКОВОЙ СТАРШИНА РУДЬПОЛКОВОЙ СТАРШИНА РУДЬ

[26.05.2021]
ПОЛКОВОЙ СТАРШИНА РУДЬПОЛКОВОЙ СТАРШИНА РУДЬ

[26.05.2021]
Життя наче на сповідіЖиття наче на сповіді

[26.05.2021]
Призначено заступника голови райдержадмiнiстрацiїПризначено заступника голови райдержадмiнiстрацiї

[26.05.2021]
Купальний сезон на старті: на Синельниківщині пляжів немаєКупальний сезон на старті: на Синельниківщині пляжів немає

[26.05.2021]
Нові правила призначення субсидії  з травня 2021 року: кому треба подавати заяву

[26.05.2021]
Увага: виліт  яблуневої плодожерки!Увага: виліт  яблуневої плодожерки!

[26.05.2021]
ЖЕКи підвищують вартість своїх послугЖЕКи підвищують вартість своїх послуг

[26.05.2021]
Занапащена доля Синельниківського райавтодоруЗанапащена доля Синельниківського райавтодору

[26.05.2021]
У півфіналі Кубку Перемоги

[26.05.2021]
Вогнеборці ліквідували пожежу  у житловому будинкуВогнеборці ліквідували пожежу  у житловому будинку

[26.05.2021]
У розмаїтті барв та творчостіУ розмаїтті барв та творчості

[26.05.2021]
У протистоянні коронавірусуУ протистоянні коронавірусу

[19.05.2021]
Пенсії працюючим пенсіонерам перерахують у червні

[19.05.2021]
СпортСпорт

[19.05.2021]
Як все булоЯк все було

[19.05.2021]
Нове  – завжди цікавоНове  – завжди цікаво

[19.05.2021]
Коронавірус на СинельниківщиніКоронавірус на Синельниківщині

[12.05.2021]
На честь героївНа честь героїв

[12.05.2021]
Кубок пам’яті Віктора МаксимоваКубок пам’яті Віктора Максимова

[12.05.2021]
З повагою й вдячністюЗ повагою й вдячністю

[12.05.2021]
То був могутній талантТо був могутній талант