В последнее время в городе появилось много железобетонных заборов. Со стороны двора они, конечно, надежное средство борьбы с ветром, а вот с улицы – до чего прекрасная школьная доска! С ее помощью можно и в любви объясниться, и сочинить ругательства в три этажа, а то и просто высказаться. Демократия ведь! Например, недавно прочитал, что, якобы, «евреи погубят Украину». Не берусь обсуждать тему: и сам не еврей, и дело это не мое. Но на мысли эти слова меня навели. Как, интересно, и для чего евреи будут губить, скажем, наш город, если они его создавали, то есть вложили в его фундамент самые первые кирпичи? Да, да! Не смейтесь. Лучше давайте вместе спустимся по ступенькам лестницы в подвалы истории и там разберемся. Как известно, евреи – это одна из наций мира, которая, до создания государства Израиль, не имела своего Оте- чества. Жили – где придется. Но вот в 1791 году вышел Российский императорский Указ, в соответствии с которым евреям дозволялось жить лишь в 15-ти губерниях: Бессарабская, Виленская, Витебская, Волынская, Гродненская, ЕКАТЕРИНОСЛАВСКАЯ, Ковенская, Минская, Могилевская, Подольская, Полтавская, Таврическая, Херсонская, Черниговская, Киевская (кроме Киева). Позже эти права, конечно, то расширялись, то сужались. Но, так или иначе, под конец 19 века в нашей губернии евреев стало 3,2%, а в Павлоградском уезде, куда входили и земли поселка Синельниково – 4,7%. В селах они занимались, в основном, торговлей и коммерческой деятельностью. Но увлеклись этим процессом так, что крепко потеснили других. Пришлось вводить «в рамки». В 1882 году вышли «Временные правила» Российской империи, в соответствии с которыми села стали освобождать от засилья евреев. Имущественные сделки, торговля по воскресеньям и христианским праздникам, аренда запрещались лицам названной национальности, кроме тех, кто жил в колониях и занимался земледелием, а также не дозволялось выезжать в села на жительство, кроме адвокатов, врачей и инженеров. То есть явно обозначились границы оседлости: дальше города и местечка «ходить» нельзя было. А тех евреев, что остались в селах, полиция переписала и строго контролировала: передвигаться из села в село запрещалось, отлучаться - тоже, иначе потеряешь право на жительство. В связи с этим в городах возникла скученность евреев и, соответственно, это привело к нищете, особенно бедной части. Тогда, в 1902 году, во «Временные правила» внесли изменения. Один из пунктов разрешал городским евреям селиться за чертой городов и местечек. Но не везде, а лишь у железнодорожных станций, фабрик, территория которых – и не город, и не село. Составлен был даже список таких пунктов. Их набралось 57. Среди них назван и поселок Синельниково, где на ту пору была лишь станция с 700 рабочими и 2236 жителями поселка, в числе которых 259 евреев. Кстати, в связи со строительством железной дороги 1860-х годов, для них тут открылось широкое коммерчес-кое поле деятельность. Выросли конторы по скупке зерна, сбыту сельхозмашин. Создано много банков. Даже работало отделение Петербургского международного коммерческого банка и товарищество взаимного кредита. В 1900 году уже функционировал пороховой завод С. Якубовского со 100 рабочими. В 1903 году выросли кузнечные мастерские Б. Яцкевича, который купил 5 дес. земли, нанял рабочих и разослал по селам, чтоб собирали сельхозинвентарь для ремонта. Это ли не первые кирпичики в фундамент поселка? Так и начали зарождаться в начале 20 века промышленные основы поселка, скопилось около 50 торговых контор, оборот капитала которых составлял более 500 тыс. руб. в год. В старой истории города так и написано: «В поселке на тот период преобладала торговая буржуазия». И когда с 1902 года Синельниково стало открытым для «водворения евреев», как сказано в еврейской энциклопедии Брокгауза, то их тут скопилось много. Занимались то коммерческой деятельностью, то частной торговлей. Строили магазины, лавки. На рынке, что находился на месте теперешнего городского парка, торговали вкусной бочковой селедкой, мясом, бакалейными товарами. Жилье себе строили в разных местах поселка, но самым густозаселенным местом оказалась улица Петровского: от северного конца и - до вокзала… Так что любителям писать на заборах такие слова желательно унять аппетит. Забор не для межнациональных разборок. А если не нравится личность - должностная, выборная, то можно высказаться об этом в газете, в избирательном бюллетене. А забор – он спокон веков служил и теперь служит исключительно для объяснения в любви: «Валя, я тебя люблю», «Вася + Гала = любовь». А вот за тему - спасибо… Николай Слышик.
|